Навигация по сайту

Опрос

Нужны ли какие нибудь статьи по созданию сайтов?

ДА!
Нет

Клонируем успех

В Россию франчайзинг пришел сравнительно недавно. Единичные проекты были реализованы еще в 1993-1998 годах («Дока пицца», «Баскин Роббинс» и др.), но бурный расцвет российского франчайзинга начался лишь спустя два-три года после августовского кризиса 1998-го. С уверенностью сказать, сколько сегодня франчайзинговых сетей функционирует в России, нельзя. По одним оценкам их более тысячи, по другим – не более 600. По подсчетам главы подкомитета по франчайзингу Торгово-промышленной палаты Инги Рыковой, реально функционирующих сетей всего около полутора сотен. Проблема более точного подсчета продавцов франшиз кроется в терминологии. Франчайзерами себя называют почти все, кто пытается строить сеть, хотя порой эта сеть ничем не отличается от дилерской, а классические атрибуты франчайзинга – передача прав на товарный знак, паушальный взнос, роялти – у них отсутствуют. Более того, термина «франчайзинг» в российском законодательстве не существует. Отношения между обладателем прав и их пользователем строятся на основании договора коммерческой концессии, который прописан в главе 54 Гражданского кодекса. Франчайзеры, пытаясь уйти от классической схемы, пеняют на неважную проработку концессионного договора, содержащего множество пробелов и неудачных формулировок. Так, один из аргументов – по договору концессии франчайзер не может изменять условия договора, в том числе и сумму роялти при перезаключении его на новый срок. Именно поэтому многие франчайзеры используют альтернативные договорные схемы: лицензионные и агентские договоры, договоры поставки, договоры на оказание консалтинговых услуг и т. д. Основная сфера деятельности предлагаемых франшиз, по мнению специалистов магазина готового бизнеса Deloshop, – розничная торговля, на нее приходится 46% всего объема продаваемых франшиз, на втором месте – компании, занятые в сфере услуг (турбизнес, недвижимость) – 26,6%, сильно отстали сети общественного питания, производство и развлечения – 18% на всех. Лишь несколько десятков франчайзеров имеют российское происхождение. Многие названия большинства подобных франшиз начинающему бизнесмену ни о чем не скажут, а зачастую за красивым логотипом ничего и нет. Средний срок жизни таких брендов, по мнению экспертов, два года, после чего многие сети распадаются на разрозненные сегменты либо прекращают существование. Известные франчайзинговые сети, созданные иностранцами или по западным лекалам, живут гораздо дольше – сказывается многолетний опыт работы в условиях победившего капитализма. Постепенно пополняется линейка крепких отечественных франчайзеров – к ним можно отнести целый спектр ресторанных брендов компании «Росинтер» («Ростикс», Il Patio, «Планета суши»), «Стардогз», «Патэрсон», «Техносила», «Красный куб» и др.

Без опыта не входить

Большинство людей, подумывающих о собственном бизнесе, уверены, что покупка франшизы – прерогатива новичков и имеет преимущество перед созданием своего дела с нуля. То есть, купив франшизу – входной билет в бизнес, франчайзи снимает с себя всю ответственность за развитие проекта, а вложения средств приравниваются к безрисковым инвестициям. По словам директора по продажам управления франчайзинга компании «Росинтер ресторантс» Олеси Селюх, к ней часто обращаются потенциальные инвесторы и говорят, что хотели бы быстро отбить инвестиции. «На 90% могу сказать, что такой клиент – это не потенциальный франчайзи. Такому я могу предложить отнести деньги в ПИФ или акции», – на полном серьезе говорит госпожа Селюх.

Да, франчайзи приобретает готовую бизнес-модель с отработанными технологиями, завоевавшую определенную нишу. Это уменьшает предпринимательский риск, но успех гарантировать не может. Огромное количество факторов, помимо качества франшизы, будут влиять на бизнес. Начиная от конкретного населенного пункта, количества населения, уровня доходов, менталитета, арендных ставок и опыта работы франчайзи. Предложение может быть интересным и увлекательным и при этом не пойти в каком-то конкретном регионе или даже в торговом центре. «Можно попробовать положиться на опыт франчайзера и других франчайзи, но как конкретно пойдет бизнес у тебя – неизвестно», – уверена частный предприниматель из Обнинска и владелица нескольких франшиз Ирина Алексанян.

Такой бизнес скорее подходит тем, кто не умеет или не знает, как наладить контакты с поставщиками, самостоятельно разработать маркетинговую стратегию, логистику, да еще и обучить персонал.

Главный же минус франчайзинга с точки зрения предпринимателя – ограниченная свобода действий. Если бизнесмен намерен развивать собственную стратегию, постоянно ищет новые креативные решения – франчайзинг ему невыгоден. Надо отдавать себе отчет, что, если вы не готовы поступиться своей самостоятельностью, лучше в реку под названием «франчайзинг» и не входить.

Помимо желания для покупки большинства франшиз потребуется пройти определенный «фейс-контроль». Нет, смотреть будут не на лицо или одежду, а на ваш опыт ведения бизнеса, и желательно, чтобы он был именно в той сфере, франшизу которой вы намерены приобрести. Новичков ждут только в совсем мелких проектах общим объемом инвестиций до 30 тыс. долларов. Большинство продавцов франшиз магазинов одежды обращают внимание на то, что опыт работы в розничной торговле желателен. «Если вы придете к “одежнику”, не имея даже юридического лица или статуса ИП, вас точно вежливо пошлют. Для продавцов франшиз “зеленые” предприниматели не являются целевой аудиторией», – констатирует гендиректор Ассоциации предприятий индустрии моды Мария Сморчкова.

У большинства сетей с порогом входа от 100 тыс. долларов за проект «под ключ» есть жесткие условия по наличию торговых помещений – часто требуют, чтобы у потенциальных партнеров даже в момент обращения были заключены долгосрочные договоры аренды на три-пять лет либо имелось помещение в собственности. Кроме того, уровень помещения еще должен соответствовать покупаемой марке. Вряд ли вам позволят открыть магазин под известным брендом в малолюдном месте или в универсаме спального района.

Один пишем, два в уме?

Покупка условно идеальной франшизы подразумевает передачу франчайзи товарного знака, опыта, технологий, оказание ему всяческой поддержки в подборе помещений, их дизайнерском оформлении и оборудовании, обучении персонала, поставках товара, рекламе. Все это не бесплатно. Паушальный взнос, который платится лишь при заключении договора (если точек несколько, то на каждую, как правило, покупается своя франшиза), регулярные платежи – роялти (3-9% от выручки), отчисления на рекламу (до 3%) – все это ложится серьезным бременем на франчайзи (см. таблицу). Роялти часто платятся либо фиксировано, например 500–1000 долларов в месяц, либо используется смешанная система: фиксированная сумма плюс процент от выручки.

 

[tags]
Ключевые теги: {tags}[/tags]

 

12 апреля 2008

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.