Навигация по сайту

Опрос

Нужны ли какие нибудь статьи по созданию сайтов?

ДА!
Нет

Совет. Как "приготовить" бизнес-план

Теперь давайте рассмотрим, какие виды бизнес-плана существуют. Специалисты по составлению бизнес-планов, например, научные работники Северо-Западной академии государственной службы, кандидаты экономических наук В.Б. Ходяченко и О.А. Слободина считают, что в России наиболее востребованы следующие виды бизнес-планов:

Стратегический бизнес-план - сначала анализируется деятельность компании, со всеми ее сильными и слабыми сторонами, затем выделяются основные направления развития компании, устанавливаются цели деятельности и, на основании, всего этого - вырабатывается стратегия развития компании, чтобы максимально использовать ее потенциал.

Бизнес-план финансового оздоровления - этот вид бизнес-плана используется в условиях кризиса компании, когда необходимо принять меры по ее выводу из трудного положения. В данном случае вырабатывается такой план, который требует решительных и быстрых действий.

Бизнес-планы коммерческих проектов и коммерческих сделок - вырабатываются для решения конкретных задач, например - поиск новых рынков сбыта, выявление новой ниши продукта, вытеснение конкурента и т.д. Способствуют снижению уровня рисков и повышению производительности от каждой конкретной сделки, а также сбалансированности компании в целом. В данном виде плана необходимо уделить внимание тому, как, и в течение какого времени, вложенные средства будут использоваться.

Инвестиционный бизнес-план - это самый трудный вид бизнес-плана, т.к. чаще всего он составляется под использование заемных средств. Здесь очень важно оценить финансовую привлекательность объекта либо результат сделки, который должен соответствовать объему вложенных средств. Риски должны быть все, по возможности, учтены и запланированы, т.е. сведены к минимуму. Инвестиционный план - это, скорее, финансовый план с описанием рисков и способов их страхования, в том числе и в форме залога. В этом виде плана - самое главное, описать, как будут возвращаться вложенные финансовые средства.

Далее, для составления наиболее эффективного бизнес-плана сначала необходимо определиться в его цели.

Цель может быть внешней и внутренней.

Внешние цели бизнес-плана:

привлечение недостающих финансовых средств для осуществления проекта;
налаживание долгосрочного партнерства, в том числе инвестиционного или стратегического;
повышение эффективности деятельности компании в целом - улучшение или сохранение положения компании на рынке;
выход фирмы на новые рынки;
сбор информации о рынках сбыта продукции, о возможных конкурентах и о потенциальных партнерах;
повышение имиджа компании на рынке.
Внутренние цели бизнес-плана:
нахождение новых, наиболее эффективных путей реализации продукции или услуг на рынке;
повышение объема продаж или повышение рентабельности продаж;
создание совершенно нового, ранее не существовавшего продукта на рынке ( или нового вида услуг). В связи с этим, необходимо уделять внимание маркетингу - проблемам насыщения рынка, необходимому объему продаж, новым каналам сбыта, а также рекламной компании.

При составлении бизнес-плана всегда возникает вопрос: составлять его самим или привлекать специалистов со стороны?

Самый лучший вариант - составлять бизнес-план самостоятельно, т.к., с одной стороны, это предотвратит утечку информации и сохранит конфиденциальность, с другой стороны, когда компания сама занимается разработкой бизнес-плана, то она и разберется во всех нюансах, и накопит достаточный опыт, и это будет значительно более эффективно, чем при составлении плана в консалтинговой компании.

Для каких-либо отдельных, особо сложных заданий, можно привлекать специалистов со стороны: маркетологов, финансовых экспертов и т.п.

Структура построения бизнес-плана:

Сформулировать цель - какие результаты должны быть достигнуты после реализации проекта, и какие задачи для этого необходимо выполнить. В данном разделе необходимо описать проект, причем, как можно более детально.
Стратегия достижения цели. Обосновать, на чем основывается уверенность, что вы достигнете своей цели, а также условия достижения цели - продумать все плюсы и минусы. Проанализировать коммерческие перспективы выполнения данного проекта, причем обязательно учитывать динамику изменения ситуации в бизнесе, т.к. ничего не стоит на месте.
Анализ рынка и конкурентов. Здесь надо дать оценку компании на рынке, насыщение рынка тем или иным видом продукта, уровень рентабельности, факторы, которые влияют на формирование цены. Не забывать оценить и действующее законодательство, и политическую ситуацию.
Тактика достижения цели. Описать программы, которые необходимо реализовать для достижения цели. Программы могут быть: производственные (строительство, реконструкция и т.д.), организационно-правовые, ресурсные (ресурсы для достижения намеченного - собственные и привлеченные), для подготовки инфраструктуры (обеспечение новых каналов сбыта и т.д.), информационные (обучение персонала и т.д.)
Маркетинговая информация - планирование ассортимента, ценовая стратегия, система сбыта продукции, построение дистрибуционной схемы, рекламное обеспечение проекта.
Финансовая стратегия - источники получения финансовых средств, их распределение по всем задачам бизнес-плана, ожидаемая прибыль и т.д.
Страховой резерв - какие страховые фонды можно будет задействовать и чем обеспечить выполнение проекта в нужный срок и в полном объеме. Здесь же необходимо оценить все риски по данному проекту, а также проанализировать меры по снижению возможных рисков. Риски чаще всего бывают из-за изменения конъюнктуры рынка, неожиданных правовых норм, политических скандалов, мировой экономической ситуации, других форс-мажорных обстоятельств.
Отдельно надо составить краткую аннотацию бизнес-плана, возможно с макетом (компьютерным макетом) для презентации уже самого детального бизнес-плана перед возможными инвесторами.

Подводя итоги, надо отметить, что составление грамотного бизнес-плана - процесс скорее трудоемкий, чем сложный.

Сначала, оценив собственно работу своей компании, приступить к сбору всей необходимой информации для бизнес-плана. Затем определиться в виде бизнес-плана, который будет зависеть от поставленной задачи.

Следующий этап - это анализ и структурирование собранной информации.

Потом можно приступать и к разработке самого плана. Следуя приведенной структуре плана, поэтапно разработать бизнес-план. Причем, использовать ресурсы команды компании - и экономистов, и бухгалтеров, и юристов, и маркетологов, и рекламщиков.

Далее, следует пользоваться разнообразными современными технологиями при составлении бизнес-плана: компьютерными, различными бизнес-матрицами, методом мозгового штурма, аналитической работой. И еще, при составлении бизнес-плана необходимо помнить о важности таких качеств, как настойчивость, целеустремленность и воодушевление.

 

[tags]
Ключевые теги: {tags}[/tags]

 

Опубликовал: goseedo.ru 21 мая 2008 © Сообщает: